Рубрика "Оружейная"
Одноручный меч-базовая техника
«Не забывайте старое правило - с рапирой надо обращаться так,
словно у вас в руке птица: держите ее достаточно мягко, чтобы не раздавить,
и в то же время крепко, чтобы не дать ей улететь...»
Артуро Перес-Реверте «Учитель фехтования»
От автора:
Данная статья не несет в себе цель открыть что-то новое, а лишь дает несколько советов и описывает ряд приемов. Из-за обилия материала описание сжато. Картинки приложены в виде ссылок.
О стойках
Стойка – это положение бойца, отражающее его готовность к ведению боя. Существует множество самых разнообразных стоек разработанных для фехтования. Однако в данной ознакомительной статье мы остановимся только на двух из них. Это "стойка ожидания" и "боевая стойка". Все прочии варианты могут быть изучены и позднее, эти же две составляют минимальный необходимый "набор". Итак:
1) «Стойка ожидания», используется, когда враг находится на дальней или сверхдальней дистанции (о видах дистанционного подбора будет сказано чуть позднее) чтобы не слишком утомлять себя - ноги на ширине плеч, ступни на одной горизонтальной линии и чуть согнуты в коленях, руки опущены вдоль тела и расслабленны. Меч опущен к земле под углом, наиболее удобным для расслабленных кистей. Корпус прямо, плечи опущены, живот немного напряжен, выпячен вперед и вверх, таз подобран (для тех, кто не занимался боевыми единоборствами, поясню, что в этом положении ягодицы напряжены, сведены вместе и пожаты под себя.
В этом положении + прямой корпус и опущенные плечи, человек анатомически наиболее приспособлен для быстрого и собранного перемещения, ежели таковое вдруг потребуется (чего нельзя исключать никогда). Тело напоминает плотный компактный “кирпичик”, сжатый сверху плечами, а снизу тазом, на чуть согнутых “напружиненных” ногах. Это состояние сразу положительно отражается на всей динамике движения. При всех прочих стойках и перемещениях данное положение желательно сохранять
2) «Боевая стойка». В предлагаемой системе эта стойка будет играть роль основной. Из «стойки ожидания» сделайте шаг вперед правой ногой (если вы держите меч в правой руке. Если в левой - соответственно наоборот), и присядьте, равномерно распределив вес тела на обе ноги. Не бойтесь сесть поглубже. Опуститься в чересчур низкую позицию вам все равно вряд ли удасться - природа возьмет свое и ноги сами собой выпрямятся.
Ноги
Ступни находятся на одной линии, совпадающей с линией атаки (напоминаю, что речь идет о фехтовании именно одним одноручным мечом без участия второй руки). Они расположены под углом 45 (рекомендовано) или 90 градусов по отношении друг к другу. При этом стопа передней ноги направлена четко вперед, на противника, а стопа задней ноги направлена влево (90 градусов) или влево и вперед (45 градусов по отношению к стопе передней ноги). Просядьте чуть глубже вперед, так чтобы колено передней ноги находилось над ее носком или хотя бы так, чтобы голень передней ноги была перпендикулярна земле.
*комментарий автора: данная постановка ног «на одной линии» приемлима на относительно ровной местности в так называемом «дуэльном» фехтовании. Однако, в бою на пересеченной местности или против нескольких соперников может возникнуть ситуация. Когда противник уходит с линии атаки и тогда вы становитесь легкой мишенью. Из-за этого рекомендуется альтернативная постановка ног. Для правши задняя или «опорная» нога ставится слегка на носок. Правая нога отставляетя немного вправо. Ступня направлена немного «вовнутрь». Таким образом достигается дополнительная устойчивость.
Корпус
Корпус доверните влево. В идеале вы должны стоять к противнику практически правым боком (практически, потому что если вы встанете полностью развернувшись боком к противнику, то как результат у вас произойдет закрепощение мышц плечевого пояса). В этом положении вы представляете собой минимальную (по площади) мишень для атаки. То есть, для того что бы отбивать удары противника с разных сторон вам придется перемещать свой меч по более коротким траекториям - следовательно, будет выигрыш в скорости на долю секунды.
Лицо
Лицо обращено прямо вперед, чтобы не терять противника из поля зрения.
Руки
Руки. Правая рука полусогнута в локтевом суставе и вынесена вперед, предплечье почти параллельно земле. Меч удерживается прямым хватом (виды хватов рассмотрены чуть ниже). Локоть находится у правого бока, но ни в коем случае не упирается в ребра (это снижает подвижность руки), он отстранен от тела на приблизительно на расстояние кулака. Меч наклонен вперед и направлен в лицо-шею противника. Это необходимо по двум причинам:
1) Если вы будете удерживать меч таким образом, вашему противнику придется прежде чем начать атаку отбить ваш меч в сторону для того чтобы приблизиться. Этим он обнаружит свои намерения и потратит драгоценные доли секунды на то чтобы расчистить себе дорогу.
2) Если острие вашего меча будет направленно в глаза вашему оппоненту (то есть будет приблизительно паралельно вектору его взгляда), то ему будет сложнее точно оценить длину вашего клинка ("лишние" несколько сантиметров могут в бою его изрядно удивить). Конечно, опытный фехтовальщик машинально постарается "считать" его длину еще до того как вы приготовитесь к бою, но лишнию возможность получить хотя бы минимальное преимущество в бою упускать все равно не стоит.
Левая рука (если в ней нет даги, щита, наруча или хотя бы намотанного плаща ) отводится назад или убирается за спину. В противном случае она будет всего лишь дополнительной мишенью для противника, и никакой иной "пользы" от нее не предвидится.
Проекция центра тяжести на землю находится примерно на равном расстоянии между вашеми ступнями. Но эта стойка не является "мертвой", статичной конструкцией. При работе в ней часто происходит перенос центра тяжести с задней ноги на переднюю (при атаке) и обратно (скажем, при уклонени от удара).
«Хваты»
Традиционно используется три основных способа удержания меча:
1) обхват рукояти меча “кольцом” из большого и указательного со средним пальцев. Это “кольцо” никогда не разжимается. И хотя мизинец и безымянный палец плотно лежат на рукояти, но при необходимости могут быть расслабленны, и даже отрываться от рукояти
2) здесь, напротив, обхват рукояти осуществляется “кольцом” из большого и безымянного пальца с мизинцем, а указательный и средний “на подхвате”. Правда стоит отметить, что такой хват удобен скорее для облегченного одноручного оружия или для полуторного меча, удерживаемого двумя руками, так как этот способ удержания несмотря на свою гибкость и мягкость, в приложении силы.
3) при котором наиболее плотный обхват рукояти осуществляется средним и безымянным пальцами, в то время как указательный и мизинец подключаются лишь при необходимости. Чтобы лучше понять этот способ удержания, сожмите рукоять меча в кулак, а затем выпрямите вперед указательный палец и мизинец, так что бы получилась, известная фигура «пальцы веером». Теперь, удерживая меч таким образом, совершите им несколько пробных взмахов и вы сразу же почувствуете, где необходимо дополнительно поддержать рукоять меча указательным пальцем или мизинцем.
Обратите внимание – ни в одном из описанных способах удержания меча не говорится о необходимости сжимать рукоять мертвой хваткой, напрягая до хруста в суставах все пальцы. И это совсем не случайно, так как подобное удержание не только требует большего расхода сил, но и закрепощает всю руку, резко ограничивая маневренность вашего оружия и снижая скорость работы им. Подобное удержание может быть использовано разве что при нанесении жестких колющих ударов, и то лишь на то мгновение, когда происходит контакт с целью. Или в момент принятия на блок особенно сильного удара противника, но опять же лишь на секунду. Словом, только при возникновении серьезных нагрузок на меч и никогда не длится долго.
Если говорить о способах хвата оружия, то существует два основных хвата – прямой и обратный. При прямом хвате клинок меча направлен в сторону большого пальца. При обратном же хвате клинок меча направлен в противоположную сторону или лежит вдоль предплечья.
При нанесении рубящих ударов у некоторых бойцов часто возникает такая проблема как залом кисти. Из-за желания побыстрее достать противника они при нанесении удара наклоняют меч вперед, вплоть до того, что клинок меча продолжает линию предплечья, а то и опускается еще ниже. Понятно, что в таком положении происходит неестественный залом и напряжение в кистевом суставе, что при сильной нагрузке (а это неизбежно в момент контакта вашего оружия с реальной целью) будет происходить травмирование кисти. Последствия – самые неприятные, вплоть до полного недержания меча на неопределенный срок. Что бы избежать этого, с самого начала учитесь выдерживать правильный угол. На мой взгляд, оптимальный угол удержания меча варьируется от 90 до 60 градусов в зависимости от типа удара. В любом случае этот угол не должен быть меньше 45 градусов, иначе риск получить травму кисти значительно возрастает. 45 градусов - это тот минимум при котором вы почти наверняка не сможете повредить кистевой сустав. Впрочем, это в значительной степени зависит от строения вашей руки и конструкции оружия
"диагональный" или "сабельный" - удержание обеспечивается средним, безымянным и мизинцем, указательный свободно подхватывает рукоять, а большой палец лежит на спинке рукояти, как бы вдавливая ее в ладонь. Этот хват, как видно из названия, в первую очередь предназначен для оружия легко и маневренного, техника работы которым подразумевает множественные финты и колющие удары. "Сабельный" хват снижает закрепощенность запястья, что позволяет с большей легкостью производить сложные вращательные движения и выводить острие клинка на одну линию с осью предплечья, для нанесения максимально быстрых и длинных уколов. Плюс к этому, большой палец опять же работает в качестве своеобразного прицела для колющего удара. Но, повторюсь, это хват для оружия легкого и подвижного, с достаточно длинной рукоятью. Во всех остальных вариантах он будет не слишком удобен.
Работа ног
Значение работы ног в фехтовании трудно переоценить. Грамотное, экономное и собранное перемещение, контроль дистанции (расстояния между бойцами), возможности неожиданных обходов, приложения массы всего тела к ударам и блокам, уклонения от ударов – это далеко не полный перечень возможностей, которые она дает. Работа ног – это тот фундамент, без которого невозможно формирование сколь–нибудь серьезной боевой техники.
Дистанция
Прежде чем начать изучение перемещения, давайте попробуем разобраться с дистанцией. Дистанция – это расстояние между бойцами. Дистанция определяется габаритами оружия и той тактикой, которой вы придерживаетесь в бою. Можно выделить следующие виды дистанции:
1) Сверхдальняя – обычная для начала поединка, бойцы находятся на значительном расстояние друг от друга, и для начала активных действий необходимо сделать несколько шагов.
2) Дальняя – ваше оружие уже может соприкасаться, но для того чтобы нанести удар непосредственно по противнику необходимо сделать еще один шаг или подшаг навстречу.
3) Средняя – расстояние между бойцами равное или меньше суммы длины оружия и рук, основная дистанция в бою, позволяющая атаковать без дополнительного сближения.
4) Близкая – дистанция вытянутой руки, расстояние, на котором можно использовать кастетные удары гардой, навершием и т.п.
5) Сверхблизкая – бойцы сходятся практически вплотную, «грудь на грудь». Использование борцовской техники, подавление инициативы противника (попросите какого-нибудь добровольца встать перед вами на расстоянии меньше длины руки, и попробуйте его атаковать – вы сразу поймете, о чем идет речь).
Как правило, в поединке бойцы предпочитают выдерживать среднюю дистанцию с эпизодическими отходами на дальнюю для защиты от атаки противника или наоборот, берут за основу дальнюю дистанцию, сближаясь на атаке. Это оптимальные дистанции для классического обмена ударами. Близкая дистанция используется при ставке на неожиданность. На этой дистанции сложнее вовремя заметить удар и соответствующе на него отреагировать, но и риск для атакующего не меньше. Сверхблизкая и сверхдальняя дистанции – для тех, кто пытается защититься от атаки оппонента и взять небольшой «таймаут». На сверхблизкой дистанции боец входит в «мертвую зону» своего противника затрудняя его атаку, а на сверхдальней просто отходит за пределы досягаемости его оружия.
Существуют, однако, и другие классификации дистанции. Например, в спортивном фехтовании (по учебнику под ред. Д.А. Тышлера)
ближняя дистанция – это расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой;
средняя – расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом;
дальняя – расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад ("стрелу");
сверхдальняя – расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом ("стрелой").
Впрочем, суть от этого не меняется. Гораздо важнее постижения терминологических изысков развить у себя практическое умение выбирать и удерживать выбранную дистанцию, так как это основа тактики эффективного ведения боя и один из самых надежных способов защиты.
Виды перемещения
Виды перемещения – это различные телодвижения, позволяющие вам передвигаться, контролировать и задавать дистанцию, а также маневрировать в бою.
1) Перемещение шагом. При перемещении шагом происходит смена положений ног. Например, если до этого вы стояли в правой стойке (правая нога впереди), то вы должны вынести вперед левую ногу. При шаге возможно изменение положения всего тела (корпус скручивается вправо, так, что в итоге мы получаем стойку зеркальную начальной). При изменении любых стоек на их зеркальное отражение следует иметь ввиду следующее: изменение происходит комплексно, единым слитным движением. Одновременно с движением таза, задающего движение ноги, происходит скручивание корпуса вокруг оси позвоночника. Впрочем, смена стойки на симметричную не является обязательной. Чаще всего движение шагом используется для сокращения или разрыва дистанции, в этом случае происходит лишь небольшой естественный доворот корпуса при сохранении прежнего положения рук.
2) Глубокий шаг. Это очень широкий шаг, с понижение центра тяжести, переносом 70 и более процентов веса на переднюю ногу, при почти выпрямленной задней и естественным наклоном корпуса вперед. Можно провести аналогию между конечным положением тела при выполнении этого шага и стойкой зенкуцу-дачи в карате. Данный шаг может выполняться как точно вперед, так и по диагонали и в стороны. Этот шаг используется для быстрого сокращения дистанции перед ударом или(и) для уклонения от удара оппонента. Помимо этого, перемещения таким шагом служат неплохой разминкой для разогрева ног в начале тренировки.
3) Перемещение подшагом. Этот вид перемещений обычно используется для корректировки дистанции, без потери устойчивой позиции. При этом виде перемещения не происходит смена позиции, т.е. та нога, которая стояла впереди, впереди и остается. Движение состоит из двух поочередных маленьких шажков обеими ногами. Есть два варианты выполнения этого перемещения:
а) первой шаг совершает та нога, которая находится ближе к цели (если вы движетесь вперед, это будет передняя нога, если отступаете – соответственно задняя), так что расстояние между ступнями передней и задней ноги увеличивается. Затем, за ней делает шаг вторая нога, сокращая это расстояние до прежнего.
б) первый шаг совершает дальняя от цели перемещения нога, приставляя ступню к ступне неподвижной ноги. В этом положении стойка естественным образом приподнимается. Затем делает свой шаг ближняя к цели нога и центр тяжести в стойке снова опускается (что можно использовать для усиления рубящего удара, подключив к удару массу тела. Это выполняется по следующей схеме: подшаг дальней ногой – одновременный замах для удара, подшаг второй ногой – удар. Но будьте осторожны, т.к. в тот момент, когда ваши ступни стоят близко к друг другу, ваше положение неустойчиво и от достаточно сильного удара противника вы можете потерять равновесие).
Передвижение назад по этой же схеме называется отшаг и выполняется точно также.
4) Выпад – состоит из перемещения вперед передней ноги, при неподвижной задней, то есть представляет собой как бы половину обычного подшага, и в конечном положении напоминает глубокий шаг. Движение начинается с толчка задней ноги, с последующим переносом веса тела на переднюю ногу. Выпад служит для произведения быстрого удара с сокращением дистанции, без смены позиции. После нанесения удара передняя нога, как правило, возвращается в исходное положение. При выполнении выпада с ударом, замах обычно происходит до начала движения ноги или в самом начале. То есть сам удар наносится одновременно с выпадом, что позволяет приложить движение тела к самому удару, значительно его усиливая.
5) Перемещение прыжками. В боевой стойке совершаются прыжки на носках. В прыжке стойка сохраняется. При наработке данного вида перемещения, движение совершается по траектории креста: вперед-назад, влево-вправо и наоборот. Отталкиваться следует одновременно обеими ногами, поровну распределив нагрузку. Следующим этапом являются длинные прыжки из этой же стойки. Основное отличие заключается в том, что здесь расстояние, покрываемое прыжком, больше и основная нагрузка ложится на ногу противоположную направлению прыжка (например: при прыжке вперед и влево, толчковой ногой является правая, а при прыжке назад и вправо – левая), при этом вторая нога почти не участвует. После освоения этих видов прыжков, можно переходить к отработке прыжков по диагонали.
Изменение положения относительно противника и развороты в "боевой" стойке.
Для начала несколько важных моментов, которые соблюдаются при всех разворотах:
1) При любой ситуации, ноги в конечном положении не должны скрещиваться (т.е. задняя нога не должна заходить за переднюю, заступая за линию вектора движения). Иначе это приведет к потере устойчивости.
2) При разворотах вес тела переносится на ногу вращения (на ту, что не будет передвигаться при развороте). В противном случае, разворот будет слишком медленным.
3) Все вращения происходят на носках. Варианты с вращением на пятках, на мой взгляд, гораздо менее удобны.
4) При всех движениях ступни не должны слишком высоко отрываться от земли, это ведет к дополнительному риску потери равновесия.
5) Ваше лицо должно поворачиваться вслед за противником. Не теряйте его из поля зрения.
Итак, противник, убедившись, что "взять" вас лобовой атакой ему не удастся, решил обойти вас по кругу. Скорее всего, он попробует обойти вас по кругу с минимальным радиусом, для того чтобы сэкономить время и побыстрее проскочить к вам за спину. Рассмотрим случай, когда противник (правша), постарается обойти вас слева, против часовой стрелки, и атаковать вас с боку.
1) Самый простой вариант - это совершить разворот на 90 градусов за счет забрасывания задней ноги за переднюю + разворот на передней ноге. Для этого перенесите вес тела вперед, чтобы разгрузить заднюю ногу, и одновременно с этим доверните носок передней ноги вслед за обходящим вас противником (впрочем это можно сделать и во время самого разворота). Затем резким движение забросьте заднюю ногу за переднюю. Движение задается толчком ступни задней ноги, которая отталкивается носком от земли. В другом варианте исполнения, "скрученная" поворотом ступни передняя нога также может помочь совершить разворот за счет своего "раскручивания". При таком "раскручивании", тело как бы проворочивается на ней, и передняя нога возвращается в свое первоначальное ("естественное") положение. Не забывайте, что ноги на конечной фазе разворота не должны скрещиваться - передняя нога также разворачивается на носке, который в конечном положении должен быть вновь направлен на противника. При попытке обхода справа, по часовой стрелке, по сути дела, ничего не меняется. Только теперь заднюю ногу вы будете "забрасывать" по дуге не вправо, а влево.
Этот вариант разворота выглядит как отступление от противника, но это всего лишь иллюзия - расстояние между ним и вашей передней ногой сохраняется практически неизменным.
2) Если противнику вдруг захочется обойти вас по широкой дуге (в принципе, случается и такое, хотя и намного реже), то, возможно, имеет смысл выполнить разворот на задней ноге. Выполняется он точно также, как и, описанный выше, разворот на передней ноге. То есть, вы переносите вес тела на заднюю ногу, а переднюю ногу по дуге, забрасываете вслед за обходящим вас противником. Т.е. вы просто переставляете переднюю ногу вбок и навстречу оппоненту, при почти неподвижной задней ноге (она только вращается на носке).
3) Разворот на 180 градусов (т.е. назад) может выполняться двумя способами:
а) Задняя нога заступает вправо, за линию вектора движения (при этом ноги скрещиваются), а затем скрещенные ноги синхронным движением "раскручиваются" на носках, и вот вы уже развернулись на 180 градусов. Правда, есть один нюанс... При этом вы окажитесь в разноименной стойке. То есть впереди у вас будет левая нога, а меч-то все еще вправой. Впрочем, это дело поправимое. Например, "разножкой" - т.е. сменой передней и задней ноги местами, при невысоком прыжке на месте.
б) Для того чтобы выйти в одноименную стойку (впереди правая нога, меч вправой руке), вам придется сделать чуть более сложное движение. Во-первых, разгрузите переднюю ногу, перенеся вес тела на заднюю. Во-вторых, сделайте передней ногой шаг назад. То есть сначала ваша правая нога должна подтянуться к левой, а затем продолжить движение по прямой назад, одновременно заступая за левую ногу и пересекая линию вектора движенния. В результате ноги у вас снова окажутся скрещены, и развернувшись на носках вы окажетесь в той же стойке что и до этого, только развернутой в противоположную сторону.
4) Также имеет смысл отработать развороты прыжком. Не надо прыгать слишком высоко. Достаточно чтобы при этом у вас хватило времени в воздухе переставить ноги и развернуть корпус в новом направлении. Прыжок совершается путем одновременного толчка обеих ног. Также возможны варианты, когда в прыжке вы отпрыгиваете от соперника, выигрывая дистанцию или напротив, подпрыгиваете к нему поближе, совмещая этот прыжок с ударом или защитой и, таким образом, усиливая их.
На базе этих схем можно выработать навык разворотов в любом направлении и в любую сторону.
2 варианта круга:
1) "Малый", когда разворот происходит практически на месте (например, разворот на передней ноге).
2) "Большой", при котором для разворота можно позволить себе сделать дополнительный шаг (смотри второй вариант разворота на 180 градусов).
Элементы нанесения удара
Удары
По сути дела все элементы удара направлены на придание силы и скорости, а, следовательно, эффективности. Сила удара складывается из следующих элементов удара:
1) Замах
2) Разгон меча
3) Момент удара
Замах – это отвод меча от объекта атаки с целью увеличения траектории последующего удара, и, соответственно увеличение скорости и силы удара.
Разгон меча – это приближение меча к объекту атаки и придание ему ускорения. Часто рассматривается как собственно удар.
Момент удара – так называется завершающий этап выполнения атакующего действия, когда меч приходит в соприкосновение с объектом атаки.
Теперь немного подробнее разберем каждый из этих элементов.
Замах. Замах не всегда является необходимым действием для проведения атаки. Так, например, положения блока уже соответствуют положению замаха, так что возможно немедленное нанесение рубящих ударов. Кроме того, верно и обратное - меч в положении замаха достаточно часто может использоваться в качестве защиты, но об этом позже. Как правило, замах производится почти выпрямленной или полусогнутой в локте рукой.
Виды замахов:
Можно выделить две основные категории замахов (впрочем, как и разгонов меча): круговые и линейные.
С круговыми замахами вы уже встречались, когда отрабатывали различные варианты колечек из предыдущей главы. Именно это вращение меча по замкнутой круговой траектории и является таким замахом. Впрочем, и движение по траектории восьмерок также можно отнести сюда, так как основные принципы циклического вращения применимы и к ним. Круговые замахи можно разделить на кистевые, локтевые и плечевые, в соответствии с тем суставом, в котором и происходит основное вращение. Такого рода замахи позволяют придать клинку большую скорость, но сами по себе обычно занимают больше времени для совершения полного оборота.
Линейные замахи не обязательно должны выполняться четко по линии, на многие удары используется линейный замах по дуге. Такое название скорее обозначает конечность этого движения. При нем оружие идет по траектории вперед–назад, из положения удара меч отводится назад в положение замаха и снова устремляется вперед. Его движение в пространстве ограниченно этими двумя точками. Выделяются три подвида линейного замаха:
1) Короткий (кисть, держащая меч не доходит до фронтальной плоскости тела бойца. То есть замах выполняется перед собой. Естественно, такой удар будет слабым, хотя и достаточно быстрым)
2) Средний (кисть выходит на фронтальную плоскость тела бойца. Она выпадает из поля вашего зрения (если вы смотрите прямо перед собой), будучи занесенной, над головой или отведенной вбок. Меч почти параллелен земле)
3) Широкий (Он же глубокий. Рука отводится назад так далеко, насколько это возможно. Меч при выполнении замаха на вертикальный нисходящий удар находится практически в вертикальном положении, клинок обращен вниз и, как и при замахах на другие удары, в конечном положении условно параллелен плоскости спины. Это тип замаха, как и любая другая крайность, имеет наряду с плюсами (очень сильный удар) и минусы (слишком много времени уходит на такой удар, он более предсказуем).
Применение того или иного типа замаха определяется бойцом индивидуально, исходя из оценки ситуации в бою. Так, например, широкий линейный и различные подвиды круговых замахов имеет смысл использовать при постановки зрелищных показательных представлений, в качестве средства для акцентирования внимания противника на этом ударе (используется при финтах), а также для работы против противника, облаченного в прочную броню (в противном случае он может даже не обратить внимания на ваши робкие попытки проскрести его кирасу легкими слабыми ударами с короткого замаха). С другой стороны, подчас нет необходимости делать эффектные глубокие замахи для ударов по бездоспешному противнику. Короткий и средний замах обеспечат достаточное ускорение для его поражения, без потери скорости атаки. При использовании тяжелого оружия с большой инерцией лучше использовать круговые замахи, комбинированные с протягиваниями клинка. При этом однажды набравший скорость меч почти не нуждается в дополнительном разгоне. Если для тяжелого оружия использовать линейные замахи, то после его отвода назад, в положении замаха вам придется бороться с инерцией меча, а затем снова разгонять его из состояния покоя на удар. При работе с легким оружием напротив предпочтительнее линейные замахи, так как они будут занимать меньше времени, а проблема инерции не стоит так остро.
Эта классификация охватывает основные типы замахов. Разумеется, всегда можно найти исключения из общего правила, в том числе и весьма любопытные. Например, японский так называемый "маки–ути" или "крученый удар", при выполнении которого на замахе клинок меча ложится спинкой на плечо или локтевой сгиб, где и остается зафиксированным, пока руки поднимаются над головой. И лишь когда они начинают опускаться, меч начинает свое движение. Выброс энергии удара происходит здесь не столько сверху вниз, сколько вперед. Этот удар рассчитан на применение, в частности, в помещениях с низким потолком. Как вы помните, замах почти всегда производится выпрямленной или полусогнутой в локте рукой. Но возможны и такие варианты линейных и круговых замахов, при которых рука сгибается в локте до конца, а кисть в конечном положении замаха находится над плечевым суставом. При этом рука, положив клинок на плечо, может отдыхать, в ожидании подходящего момента для удара. А когда этот момент наступает, происходит вытягивание меча из–за спины за счет выпрямления руки в локтевом суставе и выведении ее вперед и вниз. И это лишь некоторые из примеров нестандартного, но вполне эффективного, выполнения ударов. Так что не удивляйтесь, если обнаружите что–то новое, просто проверьте это на целесообразность и смело применяйте. Впрочем, вернемся к предмету нашего разговора.
Разгон меча. Рубящие удары можно разделить на кистевые, локтевые и плечевые. Данное деление основывается на том, за счет движения какого состава придается основное усилие для удара. Очевидно, что кистевой удар будет наиболее слабым, в то время как плечевой, несмотря на свою мощь (которая достигается, в том числе благодаря наиболее активному подключению корпуса), из-за широкой траектории будет легче "считываться" противником, а, следовательно, и проще блокироваться. Впрочем, как правило, в чистом виде ни один из вышеперечисленных типов ударов не применяется. Больше распространены комбинированные варианты, например – "последовательный", при котором меч начинает движение от плеча полусогнутой рукой, затем разгибается локоть и завершается удар движением кисти. Самое главное при выполнении разгона меча правильно распределить энергию удара. Наибольшей скорости меч должен достигать к моменту контакта с целью, но останавливать свое движение он должен значительно позже. Впрочем, это касается работы по неодушевленным предметам или "железячникам"-реконструкторам (если они из-за своей брони по-другому не понимает). При работе с людьми не будьте аккуратнее, используйте фиксацию.
Момент удара. И вот, наконец получивший должное ускорение меч с невероятной силой неотвратимо обрушивается на противника. Казалось бы, настал момент расслабиться, и, облегченно вздохнув, вытереть со лба честный трудовой пот. Но не все так просто. Что бы добиться желаемого результата нам все же придется еще немного поработать, что бы все наши ратные труды не пропали даром. Наша основная задача на этом этапе не дать пропасть напрасно энергии удара. Для этого в момент удара следует произвести небольшой дожим кистью. Это действие не бывает лишним и при чистом плечевом ударе, оно помогает концентрировать энергию удара в точке контакта, избежав возможного соскальзывания клинка на режущий удар. Но имейте ввиду, что сам по себе кистевой удар является малоэффективным, к тому же, на многих видах соревнований он и вовсе не засчитывается.
Итак, удар завершен, но что еще можно сделать из этого положения?
1) Можно попробовать продавить защиту оппонента. Очень часто, в динамике боя, выставив блок, человек старается побыстрее убрать оружие для следующего действия. То есть полноценная защита существует лишь ту долю секунду, пока клинки мечей соприкасаются, а значит, продолжая давить своим мечом на оружие противника, вы имеете неплохие шансы проломить его, только что бывшую незыблемой защиту, и нанести хотя бы режущий удар. Естественно, такое силовое воздействие как продавливание следует производить основанием вашего клинка и как можно ближе к острию клинка противника (по закону рычага), а также максимально использовать массу тела, действуя из устойчивой позиции.
2) Перевод на следующее действие, путем протягивания своего оружия. Ваш меч скользит по клинку противника, напоминая нанесение режущего удара. В результате ваш меч высвобождается от контакта с оружием противника и почти без потери времени выходит на новый удар или блок. Это действие может применяться как завершение удара. В этом случае оно выполняется после того, как вся энергия удара уже выплеснулась и была погашена блоком вашего оппонента. А может использоваться и как самостоятельный финт. В этом случае протягивание начинается в сам момент контакта или за мгновение до него. При этом практически вся энергия удара приходится не на меч противника, а перенаправляется с движением вашего клинка и переносится дальше по ломаной траектории.
3) И, наконец, можно просто вернуть свой меч назад, в исходное (или любое другое положение), для последующих действий.
Классификация ударов
Мне доводилось встречать различные классификации ударов. Удары можно разделить по механизму воздействия на рубящие, режущие и колющие (с точки зрения судебной медицины скорее колюще-режущие). Другая классификация ударов предполагает деление по типу траектории движения на простые и сложные. Простые – это удары, в которых замах происходит в самой плоскости нанесения удара. При сложных меч получает первоначальное ускорение по любой возможной траектории и лишь затем переводится в плоскость нанесения удара. Также можно дополнительно провести деление ударов на одноименные удары (те удары, которые наносятся с той же стороны, с которой расположена рука держащая меч) и разноименные (когда меч после перевода или простого замаха будет наносить удар по траектории, ведущей справа налево.
Итак, рассмотрим их более детально:
Рубящие удары
Выполняются лезвием с использованием массы меча. При нанесении рубящего удара клинок разогнанного меча падает под углом в 90 градусов на поверхность объекта атаки, которую лезвие как бы расклинивает, как топор раскалывает полено.
Цели рубящих ударов.
Удары делятся по трем уровням на:
верхний (голова, шея, ключицы),
средний (собственно корпус) и
нижний (все, что ниже пояса - как показывает практика именно эти удары чаще всего успешно проходят).
Направления ударов достаточно условны. Так, например, средний горизонтальный удар в корпус может пройти почти над ремнем, а может прийтись практически подмышку, в зависимости от роста бойцов и ситуации сложившейся в бою. Названия ударов в предложенной системе образуются из следующих элементов:
1) плоскость нанесения удара (вертикальная, диагональная, горизонтальная);
2) направления удара (нисходящий или восходящий);
3) уровень удара (верхний, нижний или средний);
4) откуда (слева или справа от вас) он будет нанесен.
Несмотря на некоторую громоздкость таких названий, они в достаточно простой и ясной форме отражают суть обозначаемых ударов и легко доступны для понимания. Впрочем, иногда указывать полное название удара нет необходимости.
Все направления ударов симметричны:
1) Диагональный нисходящий верхний справа (разделяет противника от правой ключицы до левого подреберья)
2) Диагональный нисходящий верхний слева
3) Горизонтальный верхний справа (наносится в шею, отделяет голову от тела)
4) Горизонтальный верхний слева
5) Диагональный средний восходящий справа (выполняется вдоль линии свода ребер, чуть ниже плавающих ребер)
6) Диагональный средний восходящий слева
7) Горизонтальный средний справа (выполняется в корпус, разрубает человека пополам)
Горизонтальный нижний слева
9) Диагональный нисходящий нижний справа (выполняется в бедро с внешней стороны)
10) Диагональный нисходящий нижний слева
11) Диагональный восходящий нижний справа (выполняется в бедро левой ноги с внутренней стороны, когда ваш противник находится в боевой стойке)
13) Диагональный восходящий нижний слева
14) Горизонтальный нижний справа (выполняется примерно на уровне колена, из положения, когда боец, уходя в низкий присед, становится для устойчивости на одно колено. Если вы встанете в это положение – вы получаете достаточно устойчивую позицию, образованную тремя точками: 1) вся ступня левой ноги; 2) носок правой ступни, поставленной вертикально; 3) колено правой ноги. Если эти точки соединить линиями на полу, получится почти равносторонний треугольник (другой вариант приседания для нанесения ударов на нижнем и среднем уровнях и уклонений – это глубокий присед на передней ноге, неподвижно стоящей на месте, с наклоном корпуса вперед и вниз, в то время как вторая нога скользящим движениям отводится далеко назад и выпрямляется. Конечное положение напоминает глубокий шаг, с той разницей, что выполняется оно на месте, без приближения к противнику. Удар лучше наносить одноименной рукой (левой, если впереди левая нога), в то время как вторая, правая выносится в положение, напоминающее полузакрытую стойку, для защиты от возможного удара сверху. Однако долго оставаться в этом положении я не советую, так как возможности перемещения будут весьма ограничены). (Смотри схему №)
15) Горизонтальный нижний слева
16) Вертикальный восходящий (используется для поражения рук противника восходящим ударом снизу. Его отработка возможна на, свободно висящей, автомобильной покрышке, картонной коробке или другой мишени. Выполняется он следующим образом: повернув корпус вправо, так чтобы встать к противнику практически боком, круговым движение от локтевого сустава разгоняете свой меч сначала к себе, описывая разноименное обратное колечко в левой боковой плоскости, затем опускаете вдоль плоскости вашего тела и быстрым восходящим движением, с доворотом корпуса, наносите удар в предплечье противника.
Кроме того, существует деление объекта атаки на сектора, по которым и будут наноситься удары. Простейшая схема деления человека на эти сектора выглядит следующим образом. Мысленно разделите стоящего перед вами противника напополам вертикальной линией, проходящей ото лба над переносицей и до паха. А затем проведите вторую линию, горизонтальную, поперек его живота. В итоге вы получите четыре сектора атаки (верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый), куда вы и сможете бить, не утруждая себя более подробными деталями.
Рубящие удары с оттягом
Рубящие удары с оттягом, это рубящие удары, которые заканчиваются как режущие. То есть на первом этапе, замах и удар, они выполняются как рубящие удары, но, после того, как меч врубился в объект атаки, вы совершаете протягивающее движение на себя, заставляя клинок выскользнуть из раны, производя режущее воздействие. Данный тип ударов характерен, в частности, для работы саблей и шашкой.
Хлещущие удары
Хлещущие удары – это импульсные удары, выполняемые верхней частью клинка, 5–10 сантиметров от острия. Они отчасти напоминают рубящие удары с оттягом, но разница проявляется и в динамике и в механизме выполнения. Удар выполняется последовательным разгоном и сразу же, в момент контакта с целью, меч отдергивается обратно. Что бы лучше понять этот тип удара представьте, что у вас в руках вместо меча гибкая веточка, кончиком которой вы просто хлестаете, стегаете по объекту атаки. Конечно, по сравнению с обычным рубящим ударом хлещущий удар обладает меньшей пробивной силой. То есть даже слабый блок легко остановит его. Но зато он обладает преимуществом в скорости нанесения, а эффект от попадания такого удара– «щелчка» немногим уступает рубящему. Кроме того, при правильном выполнении (со смещением тела вперед и в сторону, откуда вы наносите свой удар или на обходе противника по кругу), он может обойти блок, рассчитанный на обычный рубящий удар, «захлестнув» за него. Перед отработкой этих ударов на тренировке не забудьте сначала хорошенько размять и разогреть суставы рук, особенно кисти.
Режущие удары
Режущие удары по рисунку выполнения напоминают рубящие, отличие заключается в механизме нанесения повреждения. Если при рубящих ударах меч входит в объект атаки, за счет собственной массы и способности лезвия расклинивать его поверхность, то при режущих ударах повреждения причиняются за счет свойства лезвия наносить порезы. То есть причинять постоянное разрушения поверхности, за счет протягивания клинка по ней. Чем большая часть клинка будет при этом задействована, тем глубже будет порез. Наиболее эффективные режущие удары – это удары, нанесенные лезвием волнистой или зазубренной формы (фламберг, крис и т.д.), так как при использовании такого рода оружия происходит не столько порез, сколько распиливание объекта атаки. В результате наносится не один разрез, а множество плохо заживающих параллельных ран. Впрочем, лезвие не обязательно должно иметь сложный рельеф. Даже классическая сабля с изогнутым полумесяцем клинком уже обеспечивает нанесение довольно серьезных резаных ран, так как длина режущей кромки у нее длиннее, чем у прямого клинка сопоставимых размеров. К тому же такой изгиб органично накладывается на само движение режущего удара.
Впрочем, прошу прощения, я унемного увлекся. Вернемся к собственно технике нанесения режущих ударов. Направления ударов совпадают с направлениями рубящих ударов. При нанесении режущих ударов лезвие меча накладывается на объект атаки, а затем одновременно выполняются два действия.
Первое – лезвие плотно и по возможности сильно прижимается к поверхности. Для достижения этого лучше всего почти "лечь" на меч, опираясь на него всем телом.
Второе - клинок начинает скользить, раздвигая поверхность объекта атаки заточенной кромкой. Наиболее распространен способ выполнения, при котором меч накладывается ближе к своему основанию и затем движется по касательной в направлении навершия, так что клинок меча скользит по цели практически всей длиной лезвия. Другой вариант - когда меч скользит от острия к основанию, почти не используется в силу своей сложности, но все же возможен. В частности, при встречном движении, как вариант травмоопасного блока под атакующую руку.
Преимущество режущих ударов заключается в том, что для их выполнения, в отличие от рубящих ударов, не требуется широкого замаха. Это их свойство оказывается как нельзя более, кстати, в ситуациях, когда бойцы сходятся вплотную (то, что называется "клинч"), где нет возможности применить амплитудные, сверхмощные движения.
Обходящие удары
Описать из крайне сложно (для меня), но все же попробую.
Обходящие удары – это удары, которые наносятся немного расслабленной рукой. В момент контакта с оружием противника происходит небольшой залом меча, а рука продолжает движение, протягивая меч. При этом меч как бы движется вокруг оружия противника, проскальзывает вдоль него, обходя, немного меняя плоскость движения, скользит вдоль клинка и переходит на режущий удар. Особую прелесть при выполнении этого типа ударов имеют мечи изогнутой формы (сабли, ятаганы, махайры и т.д.). Дело в том, что за счет своего естественного изгиба клинка они легко обходят меч противника и могут атаковать, к примеру, его ведущую руку. Правда и защита от такого рода атак осуществляется весьма просто – путем выполнения короткого движения маятником меча защищающегося на встречу атакующему мечу.
Продолжение - в следующем выпуске Летописей.
(с) Герард