Верования Валата
Слався царь морей
«Запомни, салага, что когда гредет
шторм, то тебе стоит молиться
всем своим сухопутным богам,
которых ты знаешь, ведь
Валата молить бесполезно».
Родрик Трижды Тонувший
В культуре и обычаях Энирина

У многих народов, что живут на всех побережьях Энирина давно укоренилась поклонению морю и его загадочному повелителю - Валату. Моряки разных народов и племен имеют свои традиции и ритуалы, связанные с этим божеством.
Моряки имеют традицию отдавать морю часть своей добычи, это может быть, как символическая доля, так и более значительный подарок, в зависимости от успешности плавания и личных обстоятельств. Но есть и более темные примеры – так джерцы, хёллинги и тролли северных островов могут, в качестве дара Валату, выкинуть за борт корабля пленника с грузом на ногах, в попытке задобрить божество, чтобы избежать его гнева и обеспечить безопасное плавание. В святилищах, посвященных Варсасу, моряки оставляют подношения, такие как рыба, моллюски или даже драгоценные камни, в знак благодарности за спокойное море и защиту в пути.
Амморийские и аскардийские рыбаки верят, что для привлечения удачи и обильного улова нужно принести жертву Валату. Они бросают первую пойманную рыбу обратно в море, веря, что это поможет им сохранить богатства океана и защититься от его капризов.
На далёком севере, среди хёллингов и троллей, Валат предстает в облике жестокого и буйного Варсаса Повелителя Штормов. Одно его имя вызывает трепет в сердцах мореплавателей и страх у тех, кто осмелится бросить вызов его воле. Те из северян что посвятили свою жизнь морю, верят, что после смерти их души попадают в чертоги Варсаса, где они становятся частью свиты Повелителя Штормов. Но попасть в пиршественный зал бога можно утонув или же будучи погребенным в морской глубине, про таких говорят – «Как видно, Варсасу понадобился хороший гребец». В подводных чертогах Варсаса их души пируют за длинным столом подводного божества, а русалки прислуживают им, исполняя любые желания. Эти избранники наслаждаются роскошью и весельем, но их жизнь подчинена воле Варсаса, и они обязаны служить ему, выполняя его приказы. Мореплаватели хёллинглв и троллей верят, что те, кто умер на суше и был похоронен в земле, обречены на вечные страдания, что их души не находят покоя и не могут присоединиться к свите Варсаса, они становятся призраками, скитающимися по земле и страдающими от своей участи.
Для остаманов, кольнов и орков Сторожевой гряды, Валат предстает в образе - Великого Левиафана, чьим символом является свернувшийся в восьмерку гигантский левиафан, который кусает собственный хвост, который олицетворяет хищнические, разрушительные и дикие аспекты моря и его хранителя. Они считают, что бог морей не злой, а признающим море таким, каое оно есть- безразличным, жестоким, где сильные едят, а слабых едят сильные.
Народы, населяющие побережье моря Надежд, считают Валата повелителем всех морей и океанов Эринии, а также что его прерогативой являются погодные явления, такие как дождь и ветер. Месканцы и волоны верят, что он старший из Перворожденных, поэтому имел право выбирать область покровительства первым, не задумываясь о том, что достанется остальным. И поэтому Валат, тяжёлый на подъём и чуждый суете, выбрал Мировой океан, на дне которого можно укрыться от шебутных братьев и сестёр.
Гномы видят в Валате Дагар Керага, Точителя Скал, вечного соперника их бога Шенгара, они верят, что между богом морей и владыкой земных недр идет извечная борьба о том, что же сильней — камень или вода. И согласно верованиям гномов, их спор будет вечен.
В древности и даже сейчас среди вентури Валат почитается как Парай, бог воды, озёр, рек, морей, ручьёв, прудов, дождей, гроз и всех источников воды. Для них он благодетель и защитник, что дарует им нескончаемое богатство болот Печали.
Гоблины и аборигены Пти-Асколя верят в Иоджандэ — морского змея, что оплел своим телом все земли и исторгает из своей пасти потоки воды, и что когда он шевелится, то шторма обрушиваются на землю. Также бытует поверье, что в незапамятные времена это его гнев расколол некогда плодородные равнины на множество островов.
Татуировки моряков
Якорь – делается матросам достигших звания боцмана
Скрещенные якоря – делается теми кто обогнул Энирин по кругу и посетил все моря что его окружают
Путеводная / морская звезда – талисман который должен помочь не сбиться с пути
Наяда / русалка – талисман который должен защитить от опасностей моря
Акула – обычно делается моряками на востоке континента, как символ того что они знают об опасности моря
Треугольники или зубы акулы расположенные на предплечье – еще одна восточная татуировка обозначающая, что моряк побывал в кораблекрушении
Альбатрос – татуировка делается северными мореплавателями как символ удачи в походе
Ласточка – символ возвращения домой или в родной порт, так же используется для привлечения защиты и удачи
Маяк – В Вермилоне это символ света, надежды и защиты
Гарпун – Альтанарская и Вермилонская татуировка, обозначающая службу на королевском флоте
Роза (часто черной), пронзенная кинжалом – в Альтанаре это символ моряка, который храбр и готов бороться с чем угодно, даже против Тьмы как внешней, так и внутренней
Кинжал обвитый розой – В Джере это символ преодоление всех трудностей, встреченных на пути
Морской змей – символ того что моряк побывал возле Великого Морского Барьера
Щупальца кракена - символ необузданной и дикой силы морской природы, а также ее преодоления, часто встречается на западе континента
Черная кошка – у кольнов это символ удачи, богатства и защиты от злых духов и штормов
Праздники
Обряд освящения судна
С давних времён перед спуском корабля на воду его принято было освящать, стремясь обрести защиту и покровительство Валата. В древности считалось, что успех этого ритуала можно было обеспечить, принося в жертву людей или животных. Даже сегодня, как говорят, хёллинги, тролли и джерцы подкладывают под киль корабля невольников, веря, что чем лучше жертва, тем выше вероятность получить благосклонность морского бога. Орки же использовали кровь, но не разумных существ, а молодых ягнят.
Среди народов, следующих сигмальдийской вере, неотъемлемой частью освящения стало вино, которым щедро кропили палубу корабля перед его первым плаванием. Аскардийцы же украшают судно множеством ярких лент и цветов.
Похоронный обряд хёллингов
Похоронный обряд хёллингов — это уникальный и впечатляющий ритуал, который отражает их воинственный дух и глубокое уважение к своим героям. Погибших в бою капитанов, вождей и других выдающихся личностей хоронят с особыми почестями.
Для этого их кладут в ладью или бот, накрывая знаменами и шкурами животных. В ладью помещают часть лучшей добычи, а также специально умерщвленных рабов или слуг, которые будут прислуживать покойнику в чертогах Варсаса.
Иногда в обитель морского бога отправляются и погибшие воины, сражавшиеся вместе с вождем. В некоторых случаях даже враги, проявившие отвагу и смелость, могут быть удостоены этой чести. После того как ладья готова, всех покойников привязывают к ней, закрывают парусиной и в нескольких местах пробивают дно.
Похоронный обряд хёллингов также включает в себя молитвы и песни, которые исполняются во время церемонии. Эти песни восхваляют подвиги погибших и призывают морского бога даровать им лучшее место за пиршественным столом и вечную славу
Жречество

Те, кто хочет стать жрецом Валата, почти всегда начинают с того, что становятся моряками, рыбаками или выбирают другую профессию, так или иначе связанную с водой. В редких случаях «сухопутный житель» может почувствовать далёкий, но непреодолимый зов бога морей и отправиться далеко от дома, чтобы служить ему. Те, кто хочет стать жрецом, должны найти того, кто согласится стать его наставником и, как правило, строгим руководителем.
В большинстве случаев послушник «обучается» в течение многих лет под бдительным присмотром своего наставника, выполняя различные поручения и задания, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с тайнами Валата, и приходит к выводу, что он не более чем наёмный работник. Однако обычно в такой ситуации наставник требует, чтобы послушник применил полученные навыки перед лицом трудностей, тем самым доказав ценность того, чему он научился.
Последние испытания, подтверждающего, что человек готов стать жрецом разнятся от народа к народу. Так на далеком севере хёллинги привязывают послушника к мачте корабля или к краю пирса перед началом сильного шторма, и он должен выдержать всю мощь шторма, а затем ещё один полный день под солнцем (или на пронизывающем ветру) после него. Аскардийцы применяют ритуальное утопление – их буквально смысле топя, погружая в морскую воду, что легкие посвящающегося наполнились водой и дыхание прекратилось, затем их возвращают к жизни примитивным ритуалом первой помощи. Джерцы же наносят себе девять ритуальных ран и натирают их морской солью. Среди остманов принято подтачивать зубы в треугольную форму, подражая морским хищникам.
Жрецы Валата носят домотканые хитоны, окрашенные в серые, зелёные и синие цвета — символы бескрайних вод. Их отличительные атрибуты — бурдюк с морской водой и посох из плавника, символизирующих связь с морем. В праздничные дни они украшают свои волосы водорослями, а на шеи они надевают ракушечные амулеты. Жрецы ведут кочевой образ жизни, перемещаясь вдоль побережья и часто останавливаясь в рыбацких деревнях и портовых городах. Их почитают за мудрость, способность предсказать погоду и утихомиривать непогоду. Так же жрецы благословляют корабли, выходящие в море и освещают новые.
Храмы
Бухта возле Монталя — небольшая, но живописная гавань, где скалы покрыты ракушками морских моллюсков. Это место привлекает паломников, стремящихся отдать дань уважения Валату. Здесь проводят ритуалы, бросая в воду монеты и цветы, чтобы умилостивить бога и попросить его защиты.
Храм в Джере — величественное сооружение, построенное из топляка и обломков кораблей, захваченных в морских сражениях. Его стены украшены резьбой с изображениями морских чудовищ, сцен сражений и древних легенд. Внутри храма можно найти алтарь, где местные жители оставляют подношения, такие как рыба, морские водоросли и ракушки.
Орки построили на одиноком острове по среди залива капище из костей гигантских морских чудовищ в виде высокой башни на вершине которой по ночам и в непогоду горит огонь, что направлять моряков по безлопастному пути. Только временами, жрецы что следят за храмом, тушат сигнальные огни, что бы неудачники разбились о подводные скалы. В этом мрачном месте проводятся обряды, посвященные возвращению из морских походов и чувствованию смелых капитанов.